Deep Purple
Deep Purple появились на свет в 1968 году. Вначале было... нет, не слово, а студийные сессии, возглавляемые Крисом Кертисом (Chris Curtis), бывшим барабанщиком группы Searchers. Клавишник Джон Лорд и басист Ник Симпер, успевшие набить руку в других группах, вместе с гитаристом Ричи Блэкмором составили ему подмогу. Новорожденная группа поначалу называлась Roundabout. Крис Кертис вскоре отказался от своей затеи и, после еще нескольких кадровых перестановок, в коллектив влились вокалист Род Эванс и барабанщик Ян Пэйс. Отрепетировав имеющийся в наличии материал, квинтет проехал с концертами по Скандинавии. В том же 1968 году они меняют название на Deep Purple и приступают к записи дебютного альбом, в котором подражают американской группе Vanilla Fudge. Диск "Shades Of Deep Purple" включал новые аранжировки хорошо известных песен, в том числе "Hush" Джо Саута (Joe South) и "Hey Joe" Джими Хендрикса. Трек "Hush" вышел отдельным синглом и попал в американский Top 5.
С самого начала своей карьеры и на протяжении трех десятков лет Deep Purple оставались невероятно активной концертной группой. Некоторый успех первого альбома принес многочисленные приглашения и несколько длинных туров по Америке. А в паузах музыканты успевали записывать и выпускать новые альбомы. Лонг-плей "The Book Of Taliesyn" (1969) также блеснул несколькими отличными переработками, среди них - "Kentucky Woman" Нила Даймонда (Neil Diamond) и "River Deep - Mountain High" Айка и Тины Тернер (Ike & Tina Turner). Но что особенно важно, запись включала и оригинальный материал, самое интересное в котором - музыкальная «дуэль» между Лорда и Блэкмора.
В июле 1969 Эванс и Симпер решили больше не утруждать группу своим присутствием. Свято место пусто не бывает, и достойную замену им составили вокалист Ян Гиллан и басист Роджер Гловер, экс-участники поп-группы Episode Six. Сегодня именно такой квинтет - Гиллан, Гловер, Блэкмор, Лорд, Пэйс - называют «классическим» составом Deep Purple. Deep Purple на этот момент придерживались "прогрессивного" направления, которое так отстаивал Джон Лорд. С этих позиций и был записан альбом "Concerto for Group and Orchestra" (1970). Оркестровкой занимался Лорд, а в роли оркестра выступил London Philharmonic Orchestra.
Однако Гловер и Блэкмор больше склонялись к тому, чтобы пойти по пути Led Zeppelin, углубляясь в hard-rock и активно пропитывая его блюзовыми гармониями. В такой стилистике был выполнен альбом 1970-го года "Deep Purple In Rock". Первые синглы "Speed King" и "Child In Time" быстро завоевали внимание публики. Альбом утвердил группу в статусе одного из лидеров heavy metal, тем более что мощный вокал и энергетика Гиллана словно подарили саунду группы третье измерение. Популярность Deep Purple в Великобритании стала особенно расти после того, как новый сингл "Black Night" добрался до второй строки чарта, а "Strange Kind Of Woman" попал в Тор 10.
Вышедший в 1971 году "Fireball" добрался до первой строки чартов и укрепил их репутацию как образцовых хард-рокеров. Выстрелив через год гитарным хитом "Smoke On The Water" (Тор 5 в Америке), музыканты провозгласили рождение феноменального диска "Machine Head" (1972 год), который снова выел их в лидеры хит-парадов. Ныне классика жанра, "Machine Head" покорил сердца слушателей в первую очередь, конечно, благодаря "Smoke On The Water", который сегодня признан одним из наиболее ранних и сильных образцов хард-рока. Альбом стал первым релизом группы на их собственном лейбле Purple.
Взяв быка за рога, спустя музыканты выпускают "Made In Japan" прославленный двойной концертник. Не одно поколение с наслаждением следило за перипетиями вокальных и инструментальных сражений этой великолепной пятерки. Ярко отразивший сценическое обаяние группы, этот альбом разошелся тиражом несколько миллионов дисков. Тем не менее, отношения внутри коллектива становились все более напряженными. Так что разочаровывающий альбом "Who Do We Think We Are!" стал последней записью, а изнуряющие гастроли в его поддержку - последним туром в этом звездном составе.
Группа осталась сначала без Яна Гиллана, а затем и без Роджера Гловера, лишившись экспрессивного фронтмена и бесценного аранжировщика. Но очередное пополнение в лице вокалиста Дэвида Ковердейла и басиста Гленна Хьюза влило в коллектив струю свежей крови. В таком составе были записаны два следующих лонг-плея "Burn" и "Stormbringer" (1974), оба они достигли Тор 10.
Мирное сосуществование длилось недолго. Блэкмор был категорически недоволен тем направлением, в котором двигались Deep Purple. Он поссорился с Ковердейлом и в мае 1975 года предпочел создать собственную команду Rainbow. Лорд и Пэйс пригласили ему на замену американского гитариста Томми Болина, бывшего участника James Gang. С ним группа работала над альбомом "Come Taste The Band", сделанном в стиле джаз-соул. Это шло вразрез с главенствующим heavy metal - саундом Deep Purple. Да и атмосфера в группе в целом была взрывоопасной. В 1976 году коллектив, существование которого уже давно тяготило его участников, пережил коллапс, успев проехать по Великобритании с прощальным туром.
Музыканты разбежались в разные стороны. Ковердейл создал группу Whitesnake, Гловер влился в ряды Rainbow, Пэйс и Лорд вместе с Тони Эштоном (Tony Ashton) объединились в одну группу. Судьба Томми Болина оказалась трагичнее - он умер от передозировки героина через несколько месяцев после распада Purple. Ян Гиллан некоторое время сотрудничал с Black Sabbath, а потом решил отделиться и собрать свою команду. Большая часть всех этих проектов оказалась не очень-то удачной. Оставаться на слуху Deep Purple помогали разве что релизы избранных хитов.
Так прошло целых восемь лет. И вот в 1984 году желание снова объединиться взяло верх. Соскучившись по совместной работе, Гиллан, Лорд, Блэкмор, Гловер и Пэйс собрались вместе, чтобы записать диск "Perfect Strangers", изданный в том же году и восторженно встреченный публикой и критикой. Но уже к следующему релизу, "The House Of Blue Light" (1987), отношения между Блэкмором и Гилланом, который был очень недоволен этой записью, снова напряглись до предела. История повторилась: Гиллан снова ушел. Случилось это после издания концертного альбома "Nobody's Perfect".
Освободилось место для вокалиста Джо Линн Тернера. Так уж получилось, что с ним группа стала ужасно похожа на Rainbow, где Линн Тернер раньше солировал. Вышедший в 1990-м "Slaves & Masters" продавался довольно вяло, и это вынудило остальных участников снова зазвать Гиллана. Блэкмор был против этой идеи и вскоре покинул команду. Чтобы закончить концертный тур, приуроченный к 25-летию группы, пришлось пригласить Джо Сатриани. Во время этих гастролей был записан live-альбом "Come Hell or High Water", изданный годом позже. Сатриани участвовал и в записи лонг-плея "The Battle Rages On" (1993).
В 1996-м гитаристом Deep Purple стал Стив Морс. Студийные сессии альбома "Purpendicular", выпущенном в 1996-м, проходили с его участием. В 1998 году в том же составе группа подготовила лонг-плей "Abandon". А 25 и 26 сентября 1999 года Deep Purple вернулись в лондонский Royal Albert Hall, на этот раз с гитаристом Стивом Моррисом, чтобы записать вместе с симфоническим оркестром свои лучшие хиты за 30 лет карьеры. "In Concert With The London Symphony Orchestra" увидел свет в том же году. В конце октября 2002 года Deep Purple выпустили бокс-сет "Listen, Learn, Read On", состоящий из шести компакт-дисков с лучшими альбомами. А в начале 2003 года выйдет прошедший ремастеринг лонг-плей 74-го года "Burn".
С 1 декабря 2002 года неутомимые Deep Purple снова собрались в студии, на этот раз в Лос-Анджелесе, чтобы записать новый лонг-плей. Продюсерские заботы взял на себя Майкл Брэдфорд (Michael Bradford), за плечами которого была работа с Uncle Kracker, Kid Rock, Мадонной, Теренсом Трентом Д'Арби (Terence Trent D'Arby), Run DMC. Свой 21-й в их дискографии и первый в 21 веке альбом, названный "Bananas", великолепная пятерка выпустила летом 2003 года.
Все это время Deep Purple не прекращали гастролировать наматывая новые и новые тысячи километров. Только за последние несколько лет они по несколько раз пересекли весь земной шар: джазовый фестиваль в Montreux, Королевский Albert Hall в Лондоне, Международный Центр в Мельбурне, городок Blizzard где-то в Альпах, Токио, Рио-де-Жанейро, Олимпийский Центр в Москве, Кейптаун, Торонто и Канзас-Сити. В июне 2003 года группа снова отправится в дорогу, их ждет большой европейский тур.
Наряду с Led Zeppelin и Black Sabbath Deep Purple остаются безусловными лидерами тяжелого рока, сумевшими превратить его в подлинное искусство. Не раз будущее команды было под угрозой, не однажды Deep Purple проходили буквально через мясорубку, но с каждым разом возвращались еще мощнее, увереннее и интересней. И при всем при этом они никогда не вели себя как типичные «рок-звезды». Назовите их классиками - и они только рассмеются в ответ...