Группа Мельница спели на Рождество
Часть вторая
Уж так получилось, что места, на которые выдали билеты по аккредитации, находились в бельэтаже, с его несколько специфическим звуком. Вообще, звучание и акустика зала были отличными, по мнению всех присутствующих внизу, в партере, а вот сверху, в нависающем балконе, бал в общей звуковой картине правила ритм-секция. Жесткая, хлесткая, напористая связка Дмитрия Фролова на ударных и Алексея Кожанова на басу является крепкой основой для фолк-роковых боевиков группы. Но этого мало. Сергей Седых, известный поклонникам русской рок-музыки по группам In Folio (где он переосмысливал наследие Led Zeppelin) и Северо-Восток, уже давно является почти штатным гитаристом коллектива. Электрогитара Сергея – один из символов эволюции, которую прошла Мельница со стародавних барочных времен: ради более драйвового и рокового звучания был привлечен главный инструмент рок-музыки.
И он стал еще одним дополнением к ритм-секции фолк-группы: тяжелая, фуззированная гитара на заднем плане, иногда взрывающаяся виртуозным хард-блюзовым соло. Идем дальше. Акустическая ритм-гитара Алексея Сапкова более чем традиционна для фолк-рока, а вот с флейтой и разнообразными духовыми Сергея Заславского все сложнее. Набор свирелей, жалеек и тому подобных инструментов дает ему широкий простор для солирования, причем сольные партии могут апеллировать и к музыке Востока, как в «Сказке о Дьяволе», и к мелодичному, яркому, истинно фольклорному акценту на “Травушке”. Когда в рок-музыке идет речь о флейтисте, то первым и зачастую последним вспоминается великий Иэн Андерсон из Jethro Tull. С этим ничего уже нельзя поделать: любого рок-флейтиста будут сравнивать именно с ним. Как и любую группу с флейтой – с Jethro Tull. Мельница не избежала подобного еще три-четыре года назад, когда после реорганизации состава и появления нынешних музыкантов именно кажущееся сходство с Jethro Tull постоянно ставилось в упрек группе.
В чем-то те критики были правы: во многих вещах Мельницы есть сходные с Jethro Tull черты. А всякий раз, когда группа в полном составе на сцене исполняет “Прялку” или “Княже”, у меня появляются мысли о хард-роковой дилогии “Crest Of A Knave” – “Rock Island” (за первую композицию Jethro Tull умудрились получить “Grammy” в номинации Best Hard Rock/Metal Performance): такое же низкое и гремучее звучание, достигнутое почти одними акустическими инструментами. И не последнюю роль в саунде группы играет виртуозная виолончель Алексея Орлова. “Наш Джимми Пейдж” – так его представила Хелависа на одном из концертов несколько лет назад.
Громко сказано, но Алексей постоянно на первых музыкальных ролях: он то сливается с ритм-секцией и даже оставляет в покое смычок и играет на своем футуристичного вида инструменте как на бас-гитаре, то включается в мелодические переклички с флейтой, а то начинает солировать своим фирменным мягким рокотом. По сути, свыше трети репертуара группы – хард-рок, вобравший себя все лучшее от классиков 70-х годов, но сыгранный на акустических инструментах. Все главные признаки стиля налицо: выпуклая ритм-секция, звуковая волна, идущая со сцены, мощь и агрессия. А на прошедших концертах Мельница даже задействовала сессионного клавишника Оскара Чунтонова, который уже сотрудничал с группой на “Диких травах”. Орган “Hammond”, инструмент Джона Лорда и Кена Хенсли, такой неотъемлемый элемент тяжелой музыки, украсил звучание Мельницы на “Ночной Кобыле”, “Княже” и особенно “Прялке”.
А как же арфа, солистка и фэнтазийные тексты, спросите вы? Оригинальность Мельницы как группы во многом основана на новаторском внедрении кельтской арфы в рисунок игры рок-ансамбля. Раньше в России это был просто один из инструментов в группах, исполняющих ирландский фолк. В Мельнице кельтская арфа прочно заняла место самого тихого, интимно звучащего инструмента, к которому изобретательно приплетаются разнообразные “тяжелые” контрасты гитар и виолончели. Если подбирать сравнение, то ближайшей аналогией послужат мадригалы Blind Guardian, где тоже сочетались нежнейшие акустические переборы и тяжелые гитары.
Вот и на прошедших двух концертах было несколько примеров такого использования инструмента, и особенно ярко подобный подход проявил себя на новейшей вещи “Призрачные кони” на стихи великого ирландского поэта Уильяма Батлера Йейтса, где ажурной арфе пронзительно вторила соло-гитара Сергея Седых. Спору нет, арфа – это не совсем хард-роковый инструмент, но еще два десятка лет назад использование в стиле виолончели или каких-либо народных инструментов было верхом оригинальности.