О московском выступлении группы Katatonia
Вторая часть
Попав на сцену, музыканты мастерски воссоздают и многократно преумножают достоинства и богатства своего студийного материала, являя себя группой, не побоюсь сказать, мирового уровня. И в плане звучания, и по части настроения, ауры, здесь есть все, за что мы любим дум, искусно приготовленное и впечатляюще поданное грамотными музыкантами. Красивые гитарные переборы, изящные клавишные пассажи, яркий и сильный гроулинг Sonm’а, цепляющие мелодии, эталонные грусть-тоска-депрессия, душевные чувственные композиции. Да, пожалуй, именно душевность и подкупающая искренность исполнения и есть ключевые эпитеты для описания перфоманса Форест Стрим. Отыграли несколько песен с готовящегося к выходу диска, да так, что жаждать его фанаты начали еще сильнее (а те кто ждать уже было перестал, наверняка воспряли духом), а затем зарядили свой хит номер один – божественную “Snowfall”, к середине которой глаза мои были влажными от слез.
Особенно тронул момент, когда вокалист зажег на ладони небольшую свечу, и застыл, вводя присутствовавших в некое подобие сказочного полусна, а под конец композиции бережно задул ее, на миг погрузив зал в полную тьму. Ей бы и закончить, но едва стихли последние аккорды “Snowfall”, как немедленно был объявлен и шустренько исполнен отличный кавер на Emperor, совершенно неожиданный, как ледяной душ после теплой постели. Я усмотрела в такой расстановке песен вполне конкретный посыл: понятно было, что перед выходом Кататонии лучше набраться энергии и бодрости, ибо то, что будет вскоре звучать со сцены никак не сравнимо с тягучим медленным и созерцательным думом.
Ожидание хэдлайнеров растянулось на добрых 40 минут. Напряжение в зале нарастало, воздух раскалялся, разве что молнии не сверкали. На душе стало нервозно и торжественно, чему способствовала и непривычная тишина: музыки в зале не было. Сначала по сцене бегали человек пять, они демонтировали ударную установку, использовавшуюся разогревающими командами, и на сцене стало просторно. Затем, все ушли кроме одного техника, который по очереди настроил все инструменты. К середине скучных подготовительных процедур теряющие последние крупицы терпения зрители начали активно звать Кататонию на сцену, кто как умел: гроулили, ревели, кричали, визжали, пищали, пока, наконец, свет не погас и зал стих, заслышав тихое клавишное интро, в котором я с удивлением распознала мелодию «Черный ворон», забавно вышло, кое-кто даже подпевал.
А потом под рвущий перепонки рев толпы явились ОНИ, подобно богам, сошедшим с небес после бесчисленных молитв верующих в них. Я даже рассердилась на себя за невесть откуда взявшееся излишнее подобострастие, которое, вроде бы, никогда не было мне свойственно. Новоявленные «боги» же похватали инструменты и заиграли мой любимый боевик с последнего альбома – “Leaders”. С первой же секунды зал заходил ходуном, по крайней мере у сцены, где я провела все выступление, было очень жестко и беспокойно, сзади тоже неистовствовали, слэмились и бесновались, безумствовали безостановочно и бесперебойно. Начало сет-листа было отдано альбому “The Great Cold Distance”, которому, к слову, уже три года. За “Leaders” последовали “Consternation” и “Soil’s Song”, затем музыканты аккуратно прошлись по всем своим полноформатникам, увидевшим свет между 1998 и 2006 годами, и поклонники именно этого периода творчества шведов (а таковых, на мой взгляд, в зале было большинство) вполне удовольствовались сет-листом.
Безупречным предложенный список не назовешь, конечно, кому-то хотелось “Deliberation”, кому-то “Future of Speech”, опять-таки проигнорировали желанную многими S”aw you drown”, но и явных просчетов музыканты не совершили: проходняка не играли, каждая песня была встречена аудиторией так бурно и алчно, будто была последней и в целом поддержка зала заслуживает наивысших похвал и самых восторженных отзывов, на которые не поскупился в перерывах между композициями вокалист. И пусть все, что он говорил, я слышу со сцены каждую субботу на разных концертных площадках от музыкантов разных стран и разной стилевой направленности и давно выучила наизусть нехитрые клише, это нисколько не умаляет ценности и приятности получаемых комплиментов и откровений.
Участники группы весьма живо реагировали на образцовый угар, царивший в зале, и сами старались не отставать от своих реактивных слушателей, насколько это было возможно в сочетании с игрой на инструментах и пением. Об игре: если профессионализм и слаженность музыкантов вряд ли у кого-то вызовет сомнения, то звук, увы, обидно смазал впечатления от сыгранных композиций, и абстрагироваться от этого неприятного факта было крайне тяжело. Странно, у форестов таких проблем не наблюдалось. Тут же случались. Первые песни мне запомнились довольно кашеобразными гитарами, к середине шоу начал знатно гудеть бас, все это можно было перенести, но определенная доля раздражения не дала насладиться происходящим на все сто, временами мне казалось, что я не слышу соло-гитару…О пении. У Йонаса Ренксе очень хороший голос, идеально подходящий к музыке Кататонии - чувственный, проникновенный, в зависимости от надобности - мягкий, отрешенный, надрывный и прочее – это все знают.
Но, к сожалению, продемонстрировать все неоспоримые достоинства своего вокала он может исключительно при наличии идеальных для этого условий, к коим следует причислить настройки. А они и тут оплошали: слабоватый, откровенно говоря, голос, бессильно тонул в грохоте гитар, музыка начисто перекрывала вокал, беспомощность Йонаса порой доводила до отчаяния, и если бы не хорошее знание кататонической лирики, я бы мало что разобрала. Плохо различимый вокал, тем не менее, не стал проблемой для основной массы пришедших, зал дружно пел каждую песню, нечасто встретишь такое на самом деле. Особенно запоминающийся эпизод приключился во время исполнения “Ghost of the Sun”, когда здоровяк Йонас умудрился разломать микрофон.
Ему петь, а он шарит по полу в поисках отлетевшего шнура и без особого успеха пытается привинтить его на место. Пока вокалист производил все эти манипуляции, зал прекрасно справился с неожиданно выпавшей ему миссией и песня не была прервана. Ну а после дело благополучно разрешилось техником, закрепившим строптивый шнур изолентой. Не могу смолчать и о том, как во время исполнения “Tonight's Music” (которая обычно заставляет меня прослезиться, а тут хоть бы хны, поразительно и показательно…) Ренксе и Блэкхейм некрасиво сфальшивили. Ну и бог с ними, такую вещь не испортишь, как не бейся. Основной сет завершился изумительнейшей “For My Demons”, музыканты покинули сцену, но вернулись очень скоро. Первый бис состоял из экспрессивной “July” и завораживающей “Evidence”, зал свирепствовал, чуя скорый конец, и что это был за конец!