Обзор с концерта группы KYPCK в Москве
KYPCK – это проект, который вызывает множество вопросов, недоумений, восхищений и нареканий – за русский в финском изложении, за Лермонтова и Сталинград, за использование военной тематики, когда, возможно, предки, а возможно и соседи по улице некогда участвовали в страшных битвах, но далеко не на советской стороне. Как бы ни хотелось закрыть глаза на этот факт в силу личных пристрастий, приходится признавать очевидное: KYPCK - это сложная команда, которую можно или безоговорочно полюбить всем сердцем, как любят “Просто Марию” или Никулина, или же возненавидеть, как ненавидят Березовского. Но, как бы ни звучало это банально, раз столкнувшись с их творчеством, невозможно остаться «в хате с краю» - это группа, которая «вывернула музыкальный мир наизнанку», массаракш.
Глубокие познания литературы, языка, истории и культуры cоветской и современной России, концептуальность и удивительный милитаризированный имидж – все это становится предметом бесконечных обсуждений и каверзных вопросов - «а не пиар ли сие? Уж как-то все… слишком невероятно!».
Да, все невероятно. И сказать, почему? Да потому что мы привыкли к раболепному преклонению перед западом, еще с не переваренных советских времен, мы привыкли к слепому копированию российскими музыкантами американских, немецких и тех же финских образчиков, как раньше драли лекала фарцовщики, раздобывшие по блату шмотку из импортного чемодана. Мы привыкли к тому, что «наши там никому не нужны», к тому, что «великая и самобытная» культура, которой мы так любим гордиться, и которой сами не знаем, на западе тем более убого смотрится. И именно мы позволяем безнаказанно появляться на экранах космонавтам в ушанке, да Шварцу в траченной молью шинели. И сами же над собой смеемся, удивляясь, почему смеются над нами.
А потом удивляемся, почему вдруг финн берется писать тексты на русском, используя в качестве сюжетной основы военные хроники, “Печального Демона”, духа изгнанья, что над грешной землей летал, день из жизни Егора Кузнецова и побег в Америку от революционного шабаша… Как не удивиться, когда по идеально раскатанным суомским дорожкам группа KYPCK носится на краснозвездных жигулях?
Объяснение странному, просто таки выпирающему за все рамки понимания, факту у нас нашлось быстро – ну как же, в Финляндии музыкой уже никого не удивишь и денег не заработаешь – на всех отечественных музыкантов зрителей не напасешься. Зато вот в России финских металлистов встречают хлебом-солью, водочкой-селедочкой. Тут главное правильно выделиться из толпы конкурентов, так сказать, ближе к народу, чтобы потянулся. Например отказаться от чуждого аглицкого (один из десяти российских слушателей понимает, о чем речь в песнях, даже имея на руках буклет с текстом), накинуть на плечи защитного цвета подергайки, калаш в руки – и скатертью дорожка!
Версия грамотно продуманной pr-акции выстроилась потрясающе гладкая и весьма жизнеспособная – с момента первого появления информации о группе KYPCK год назад и вплоть до субботнего концерта семнадцатого января мало кто верил в обратное – в то, что Эркки Сеппянен, вокалист «Курска» сотоварищи, действительно создали этот проект исключительно из любви к России, а не из коммерческих побуждений. Более того, многие не верили даже в то, что Эркки сам пишет тексты на русском.
Каково же было удивление достопочтенной публики и пишущей братии, когда вышеупомянутый герр Сеппянен на чистейшем русском - без запинки и почти без акцента - дал несколько интервью, показал широчайшие познания российской истории и искусства, а потом еще и не обиделся, когда узнал о нелестных предположениях, сделанных в адрес группы. Оказывается, его уже достали этим вопросом настолько, что он перестал обращать внимание, смирившись с тем, что ему суждено быть непонятым как в родной Финляндии, так и в горячо любимой им России. Впрочем, непонимание оказалось очень кратковременным… до начала концерта.
Открывала перфоманс московская группа Morigan, заслужившая немало положительных высказываний со стороны финских коллег и долю аплодисментов в зале (но впоследствии Эркки очень сильно удивился от того, что в комментариях к концерту оказалось столько негатива – привычка «сливать» «родные» суппорт-команды, выступающие перед фирмачами, показалась ему обидной и странной – мнение автора на этот счет см. выше).
Выход KYPCK’a произошел с некоторой задержкой – сказывалось оперативное изменение расписания концерта в связи с переносом выступления Katatonia.